Те, у кого уже есть собака, прекрасно знают, насколько чувствительно
собаки умеют улавливать желания и настроения своего хозяина, и как
хорошо они понимают его речь. Жаль только, что далеко не все владельцы
собак так же хорошо понимают своих питомцев. Ведь собака – животное
социальное, как, впрочем, и их дикие предки. Да, большинство собак
сегодня живут довольно изолированно, в домах своих хозяев, но их
поведение все еще сохраняет те формы, которые обуславливается «стайным»
общением животных в естественных условиях. Для коллективов животных
характерны три типа поведения, необходимых для обмена информацией между
членами коллектива. В основном, этот обмен информацией касается
территориального и полового общения, родительских взаимоотношений,
совместного добывания пищи и так далее. Средствами такого общения могут
быть специальные движения, различные звуки, запаховые метки, особые
манеры передвижения, позы, специфическая мимика.
Собаки всегда отважно и бесстрашно защищают территорию, которую
считают своей – квартиру, загородный дом, и даже подъезд и часть двора,
куда они выходят на прогулку. Охраняя границы своей территории, они
непременно отмечают экскрементами и мочой пределы этой территории.
Широко известно сравнение задирания задней лапы собаки, которая метит
запаховыми метками свои владения, с соловьиной песней – суть и того, и
другого явления в одном: пометить территорию. Сравнение принадлежит
австрийскому зоологу К. Лоренцу, и до сих пор никто его не оспорил.
Запаховые метки чрезвычайно индивидуальны – другие собаки долго
исследуют их, а потом сверху ставят собственную метку. Научный факт: по
этим меткам можно определить не только возраст и пол собаки, но и ее
породные и типологические признаки.
При встрече двух взрослых собак особенно четко и ярко проявляется
информационная значимость движений и поз. Существует несколько вариантов
подобных встреч. Первая фаза: остановиться на некотором расстоянии друг
от друга и внимательно рассмотреть нового знакомого. Вторая фаза:
приподняв шерсть на крестце и загривке, на прямых лапах и медленно
приблизиться друг другу. Поза при этом настороженная – уши торчком,
прямой взгляд, хвост высоко поднят, напряженные мышцы спины и шеи.
Третья фаза: голова к хвосту, медленная ходьба кругами, взаимное
обнюхивание задней части туловища и области под хвостом. Заключительная
фаза: если собаки равны по силе, они могут разойтись и пометить
ближайшее дерево, после чего, не теряя достоинства, отправиться по своим
делам.
Если происходит случайная встреча двух взрослых собак разного пола,
то после фазы обнюхивания следует фаза приветствия – первым начинает
кобель: он довольно дружелюбно помахивает хвостом и подпрыгивает на
месте, выражая добрые намерения и демонстрируя отсутствие агрессивности.
Меняется и его выражение морды – уши прижимаются к голове, кожа на лбу
гладкая, шерсть на крестце и загривке укладывается. Кобель приоткрывает
пасть, а уголки рта оттягиваются назад и вверх – кажется, что ваш пес
улыбается, и это впечатление подтверждает появление маленьких
вертикальных складочек в углах рта. Тот же К. Лоренц дал определение и
этому выражению – «галантная мина». Такое выражение можно наблюдать у
собак во время сексуальных игр или при играх со своим хозяином. Собака
начинает толкаться лапами, носится кругами, хвост между ногами и
постоянно повиливает. Если собака хочет выразить свое предложение
принять участие в игре, то она приседает, прогибает спину, припадает на
передние лапы, уши опускаются, а морда приподнимается кверху – взгляд
прямой, а хвост опущен и повиливает.
Если вы, как добрый хозяин, хорошо понимаете значение любого
поведения вашей собаки, вам не составит никакого труда правильно оценить
ее состояние и, при необходимости, подобрать соответствующие случаю
способы и методы воздействия. Только не забывайте, что для счастливой
жизни вашей собаке необходимо также и общаться с другими собаками, а не
только с вами. Поэтому ни в коем случае не лишайте вашу питомицу
контактов с другими собаками, а во время прогулки не запрещайте ей
исследовать запаховые метки ее собратьев – это будет равносильно
посещению балетного спектакля с завязанными глазами и заткнутыми ушами.
|