Тест позволяет по поведению щенка в возрасте от 6
до 8 недель (не позднее) довольно точно выявить характер собаки и дать
рекомендации о пригодности того или иного щенка к различного рода
занятиям. Эта система отрабатывалась в течение 8 лет на более чем 10
тысячах собак различных пород.
Тесты должны проводиться
компетентным специалистом, которого (в идеальном случае) щенки никогда
не видели. Тест должен проводиться в незнакомом щенкам помещении и в
такое время дня, когда они наиболее активны. Каждый щенок проверяется
отдельно, - это поможет избежать искажений, потому что в противном
случае на результат повлияет уверенность, которую может придать щенку
присутствие собратьев.
Тест состоит из пяти пунктов:
1. Социальное притяжение 2. Способность следовать за человеком 3. Реакция на принуждение 4. Социальное превосходство 5. Доминирование при взятии щенка на руки
1. СОЦИАЛЬНОЕ ПРИТЯЖЕНИЕПоставьте щенка на пол, отойдите на
несколько шагов в направлении, противоположном тому, откуда вы пришли.
Присядьте или встаньте на колени и похлопайте в ладоши, привлекая его
внимание.
При этом возможны следующие типы поведения:
А — щенок подбегает сразу, прыгает на тестирующего, играет, лижет и покусывает руки, хвост поднят вверх; В — щенок подбегает сразу и начинает царапать тестирующего лапами, хвост поднят вверх; С — щенок подбегает свободно, но хвост опущен; D —щенок подбегает, но не сразу, а после некоторого колебания и смущения, вид у него растерянный; Е — щенок не подбегает совсем.
2. СПОСОБНОСТЬ СЛЕДОВАТЬ ЗА ЧЕЛОВЕКОМВстаньте рядом с щенком, затем нормальным шагом начните удаляться от него.
При этом возможны следующие типы поведения: А — щенок бежит за тестирующим сразу, весел, старается "ухватить" за ноги, хвост поднят вверх; В — щенок бежит за тестирующим сразу, следует рядом или "путается" под ногами, хвост задран; С — щенок бежит за тестирующим сразу, но несмело, несколько робко и немного отставая, хвост опущен; D — щенок очень робко идет за тестирующим, растерян и смущен, хвост опущен; Е — щенок не идет за тестирующим пли уходит (полный отказ следовать).
3. РЕАКЦИЯ НА ПРИНУЖДЕНИЕТестирующий осторожно переворачивает щенка животом вверх и удерживает его около 30 с, держа в области груди. Реакция
на принуждение показывает, в какой степени он переносит физическое и
психологическое превосходство, то есть его подчиняемость.
При этом возможны следующие типы поведения: А — сразу и активно протестует, борется с рукой, выворачивается и кусает; В - сразу и активно протестует, выскальзывает из-под руки тестирующего; С — вначале протестует, потом успокаивается; D — не протестует совсем, лижет руки; Е — лежит неподвижно, очень напуган.
4. СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕВОСХОДСТВОЩенок стоит или лежит.
Тестирующий гладит щенка вдоль спины. Тест рассчитан на определение
способности щенка принимать или отвергать социальное превосходство — в
данном случае человека. Если щенок сам склонен к превосходству —
доминированию, то он будет прыгать, кусаться и рычать. Если щенок
независим, то попытается отойти в сторону, а если труслив —то в панике,
напрягшись, прижмется к полу вплоть до крика и поспешного бегства.
При этом возможны следующие типы поведения: А - щенок сразу выказывает радость, подскакивает, прыгает на тестирующего, бьет его лапами, лижет руки; В - подскакивает, бьет тестирующего лапами, лижет руки; С - поворачивается к тестирующему и лижет руки; D - ложится перед тестирующим на спину и лижет руки; Е - далеко отбегает и больше не подходит.
5. ДОМИНИРОВАНИЕ ПРИ ВЗЯТИИ ЩЕНКА НА РУКИТестирующий
приподнимает щенка над полом примерно на 30 секунд, поддерживая его
обеими руками под животик и грудь. Не имея опоры, щенок почувствует себя
в полной власти тестирующего.
При этом возможны следующие типы поведения: А - щенок яростно протестует, энергично вырывается из рук тестирующего, кусается и рычит; В - щенок активно протестует, но не кусается; С - щенок начинает протестовать, затем успокаивается и лижет тестирующему руки; D - щенок не протестует, спокойно висит или лижет тестирующему руки; Е - щенок перепуган, напряжен.
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ
1. При результате 2А и более вместе с несколькими В: считается,
что такой щенок будет стараться главенствовать и всех подчинять себе.
Он может быть потенциально агрессивен и склонен кусать, если встретит
резкое обращение со стороны человека и сородичей. Такого щенка не рекомендуется брать в семью, где есть маленькие дети или старики.
Для
воспитания щенка, обладающего таким характером, необходим опытный
дрессировщик. Атмосфера в семье должна быть спокойной. Воспитывать
подобных щенков следует спокойно, без физических наказаний, использовать
в качестве защитно-караульной собаки.
2. При результате 3В и более: считается,
что такой щенок имеет склонность к спокойному, уверенному превосходству
и лидерству. Он будет иметь способности к дрессировке, к выступлению в
спортивных соревнованиях IPO или аджилити. При верно выбранной стратегии воспитания такой щенок станет преданным и послушным другом.
С ним удобно и приятно находиться в любой обстановке — как в толпе, так и дома на диване.
3. При результате ЗС и более: считается, что такой щенок будет прекрасно адаптироваться к любым условиям. Он послушен и прекрасно подходит для семьи, где есть дети и старики.
Однако могут возникнуть проблемы с отработкой у собаки защитно-караульных качеств.
4. При результате 2D и более особенно с одним или несколькими Е: считается,
что такой щенок подвержен влиянию обстоятельств и склонен к подчинению,
для уверенности ему необходим тесный, постоянный контакт с человеком,
он нуждается в поощрениях; тактика воспитания должна быть основана на
постоянном внимании к нему, любви и чуткости. Такой щенок, как
правило, спокоен в семье, где воспитываются дети, но может кусать, если с
ним плохо обращаются, в этом выражается его форма защиты.
5. При результате 2D и более в сочетании с Е в разделе "Социальное превосходство": у щенка могут возникнуть трудности в процессе социализации, необходимо применение специальных методов дрессировки. Если
при тестировании такой щенок получит еще оценку А или В, то он может
иметь склонность нападать из страха, особенно при наказаниях. Если при
тестировании щенок получил еще и несколько С или одно D, то такой щенок
наверняка будет теряться в стрессовых ситуациях, с детьми будет
неуравновешен.
Поведение его непредсказуемо. Требует постоянного
контроля. Щенок будет трудно поддаваться дрессировке. Воспитательные
меры практически не будут оказывать никакого воздействия.
Может
кусать из страха или в стрессовой ситуации. Подобного щенка нельзя брать
в семью, где есть дети. Требует опытного подхода в дрессуре.
Для стабильности результата следует повторить тестирование выбранного щенка в других условиях и только тогда сделать окончательный вывод.
А - очень доминирующий тип, В - доминирующий тип, С - подчиняющийся тип, D - очень подчиняющийся тип, Е - практически невоспитуемый тип. | |
|
|